Война... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека — естественное, неизбежное окончание жизни, а война — ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Прошло уже почти семьдесят лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням. Отмечая праздник  Великой Победы, наша страна чествует  своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные и скромные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле.
       Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В. Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, К. Симонова, Ю. Бондарева и др. Военная литература так же многолика, как и сама война. У каждого писателя свой собственный подход. В сороковые годы создаются, в основном, лирические произведения. Лирическим героем становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Все писатели едины во мнении: главная задача – победа, главное чувство – ненависть к врагу. Понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода нет сомнений, сложностей.
    Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучит радость победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося. Позже писатели начинают осмыслять итог войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны, как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. После парадных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность «Судьба человека» - это произведение, посвященное изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и смерти. Герой М. Шолохова воплощает стремление к жизни, которое должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением возрождающейся жизни, весны.
       Б. Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а место этого шагнули навстречу опасности и смерти. Самым известным произведением писателя является, конечно же, повесть «А зори здесь тихие…». Она поражает читателей изображением того, как девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации. Героями повести становятся пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов, и их командир, старшина Васков. Ситуация оказывается более серьезной, чем казалось; отряд состоит не из двух немцев, которых увидела одна из девушек, а из шестнадцати вооруженных до зубов солдат. Да враг задержан, но ни одной из добровольцев не остается в живых. Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней. Автор с горечью показывает, как суровая действительность вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Конечно, он понимает, что это – смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая очень простые строки:

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

       Закончить свое сочинение мне бы хотелось словами из книги С. Алексиевич: «В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае—июне 1945 года и хранящемся в фонде славянского антифашистского комитета... есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире... Следовало добавить еще одно слово — непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг». Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения...» Но что же мы вкладываем в понятие «подвиг» сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня?.. Войны существуют и поныне. И в наше время присутствуют страшные приметы разрухи, бедствия, смерти. Какова причина этих войн? Необходимы ли они? Как ни горестно это звучит, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жертвами подобных политических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаются в одно... Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся? Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: “...Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни”. Таких людей и мы называем героями.

Мурдабеков Шамиль